HomeИнтересноеПочему пентатоника - главный секрет татарской музыки - Российская газета, Музыка серии...

Почему пентатоника — главный секрет татарской музыки — Российская газета, Музыка серии 3.

Потому что пентатоника — это главный секрет татарской музыки.

Мы поговорили с Мириаушей Таминдаровой, народной артисткой Республики Татарстан, основателем и балетмейстером Парламентского хора Республики Татарстан, и выяснили, что у хореографов особый путь и склонность служить искусству и своему народу.

У хоровых дирижеров особая миссия — служить искусству и его людям. / Из личного архива Мирджуши Таминдаровой.

Музыка сердечной чакры.

— Миляуша Таминдарова, позвольте мне сначала задать вам самый простой вопрос. Что для вас является хорошей музыкой?

Миляуша Таминдарова: Да, это простой и в то же время сложный вопрос. Каждый художник отвечает в соответствии с профессиональными и человеческими убеждениями. Я убежден, что хорошая музыка должна быть о самом главном в человеке — о душе. Моя роль как руководителя вокальной группы — показать слушателям красоту голоса, силу эмоций и создать жизнеутверждающее духовное состояние души.

Сегодня я могу с абсолютной уверенностью сказать, что главное для музыканта — служить слушателю. Я отвергаю снобизм, который иногда переплетается с профессиональным искусством, но я честно выполняю свой долг музыканта. Она одновременно проста и сложна в своей основной идее — служить людям через искусство.

— Многие ли музыканты разделяют ваши взгляды?

Миляуша Таминдарова: В Татарстане таких людей довольно много. Например, я глубоко восхищаюсь неустанной творческой работой академических музыкантов. Благодаря им классическая музыка получила признание в республике и во всем мире. Их работа — хороший пример того, как передовое искусство не только парит высоко в небе, но и служит для обучения слушателей, не имеющих музыкального образования.

Безусловно, есть много других музыкантов, обладающих большим талантом. Сегодня их имена звучат не так громко, но поскольку они в основном молодые люди, они убеждены в своей миссии и ставят перед собой большие цели в творчестве и в жизни.

Возьмем, к примеру, Миряушу Хейлину. Талантливый молодой композитор обратил свое внимание на серьезную национальную проблему. Недавно он написал оперу «Кави Назими» — интересное произведение с красивой, яркой музыкой. И я очень счастлива, что могу исполнить роль тети Катилы.

Энергия певца всеобъемлющая и высокая. Она отражает его внутренний мир таким, какой он есть.

В то же время я считаю, что современной татарской культуре все еще не хватает идейных людей. Например, сегодня, несмотря на существование Союза композиторов Татарстана, мы видим очень мало композиторов, пишущих татарскую музыку.

С другой стороны, татарская музыка существует в фольклоре, вероятно, более 1000 лет, а в профессиональной музыке — чуть более 100 лет. Это неисчерпаемая кладовая музыкальных идей, неиспользованного потенциала, невероятной красоты и душевности. Однако наша молодежь, похоже, считает, что пентатоника — это анахронизм.

-Миляуша Амиловна, многие называют вас защитником татарской музыки и национального искусства в целом.

Миляуша Таминдарова: Да, я стремлюсь сохранить корни нашей музыки, будь то татарская музыка или музыка других этнических групп. Собственно, этому и посвящен наш новый проект «Дружба народов». Я являюсь страстным сторонником развития татарской музыки во всех жанрах. Я поддерживаю академический высокий жанр, альтернативную и популярную музыку. Пусть будет больше хорошей татарской музыки!

Сегодня мало кто пишет музыку в естественной гармонии татарской культуры — пентатонической гамме. В то же время я убежден, что можно организовать музыкальный материал по древним законам татарской мелодии, не потеряв при этом ее свежести и современности. Напротив, в контексте ориентации новых композиторов на обобщенные западноевропейские и американские звуки или отказа от национальной идентичности, пентатоника сегодня звучит удивительно ярко и свежо.

Новые силы.

— Миляуша Амировна, Вы — талантливый музыкант и дирижер замечательного хора, широко известного в России, о чем Вы мечтаете?

Миляуша Таминдарова: Я никогда не перестаю мечтать. Это замечательная вещь! Например, сегодня я чувствую новую силу, которая тянет меня ближе. И я говорю о передаче знаний, опыта и своего видения дальнейшего развития нашей профессии.

Для меня всегда была очень важна энергетика певца. Это нечто особенное. Он инклюзивен, высок и является прямым отражением их внутреннего мира. Те, кто поет со мной, действительно родственные души.

Когда вы дышите вместе с кем-то, разговариваете с ним, чувствуете его локоть в прямом смысле этого слова, вы можете погрузиться в атмосферу сообщества, дружбы, товарищества и любви друг к другу. И это не зависит от вашей личности, образования или внутренней зрелости. Если хотите, у людей, которые поют, есть особая миссия, свое место в жизни и свой взгляд на повседневность.

Поэтому я готов научить вас петь. Я знаю не только как петь, но и как управлять телом, как задавать ритм, как создавать энергию музыки и доносить ее до слушателя. Здесь очень много специализированных элементов. Я говорю о певческом инструментарии, частях тела, пространственном звучании, позе тела, знании оборудования, опорно-двигательном аппарате и т.д. То, о чем я говорю, я называю местной техникой — целая система, которую я разработал за годы своей хоровой практики.

Величие огромной страны

— Миляуша Амировна, какие текущие проекты для Вас особенно важны?

Миляуша Таминдарова: Все музыкальные произведения нашего хора дороги мне, как дети. Однако сегодня, в столь сложный период истории нашей страны, наша ответственность перед искусством становится все больше и больше. В частности, я хотел бы отметить проект «Дружба народов».

История программы началась, когда мы несколько лет сотрудничали с Всемирной программой народной музыки, которая исполняла музыку татар, русских, азербайджанцев, казахов, украинцев и чувашей. Это удивительно красивый звук, особая поэзия и невероятная душевность.

Хор Миляуши Таминдаровой исполняет татарскую, русскую, азербайджанскую и казахскую музыку. Фото: из личного архива Миляуши Таминдаровой.

В прошлом году я дирижировал большим хором на Красной площади. Наш хор получил награду в финале Всероссийского конкурса «Битва хоров». Так что в Москве я увидел действительно замечательный русский хор. Мы были потрясены великими достижениями нашей страны и чувством сопричастности и ответственности за будущее. Вы и все вокруг вас — русские, и все мы дышим одним воздухом.

Когда ты стоишь на Красной площади со своим народом, ты никогда не забываешь об этом. Вы спросили, какая у меня мечта. О чем еще может мечтать человек, который через музыку, через красоту человеческого голоса, через народные песни почувствовал силу огромного народа на центральной площади своей страны?

RELATED ARTICLES

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Популярное